Мне задали заинтересовавший меня вопрос: а как можно определить "предательство". Я само это слово не очень люблю, уж слишком оно для меня пафосно, но всё же оно точно обозначает некий феномен в отношениях людей друг с другом и даже с самими собой (я использую, например, "предательство самого себя"). Как я понимаю это явление? Когда мы говорим "он предал", то явно или неявно подразумеваем следующее: у того, кто это сделал, есть перед нами некоторые обязательства, он их нарушил и мы от этого сильно пострадали. Но не всякое нарушение взятых на себя обязательств мы назовем этим громким словом. Там всегда есть сильный эмоциональный компонент: мы никак не ожидаем от другого человека этого шага. Еще один момент - действия "предателя" воспринимаются как шаг, враждебный именно по отношению к нам, против нас. То есть речь идет о безоговорочном доверии тому человеку, который впоследствии нас "предал". И еще одна составляющая заключается в том, что "обязательства" вытекают не из некоего контракта, это не пункты договора, которые мы обещали выполнить. Это более серьезное, не всегда озвучиваемое обещание - быть верным. А верность - это значит всегда быть на моей стороне, со мной, что бы ни происходило. Не делать сознательно действий, от которых я понесу ущерб и буду страдать. Другими словами - преданность. То есть, если дать определение предательству - то это нарушение чужого доверия, которое основывалось на переживании неразрывной эмоциональной связи, ощущении того, что "мы - свои", мы верны друг другу и никогда не будем сознательно действовать во вред друг другу или поддерживать тех, кто это делает. Очень и очень важное ощущение в маленьких племенах или других небольших социальных группах, где ощущение надежного тыла крайне важно в борьбе с враждебным внешним миром. Это очень важно и в отношениях родителей и маленьких детей (мои папа и мама всегда на моей стороне, даже если сердятся на меня). И вот здесь возникают проблемы, особенно если мы начинаем говорить о больших социальных группах. Что означает "верность"? Кто-то под этим словом понимает полное согласие, и любые разночтения и разногласия уже воспринимаются как опасность и ущерб (характерно для многих религиозных организаций). Тогда в предатели запишут любого, кто думает иначе. А где-то верность определяется намного шире - мы можем иметь разные точки зрения, но не будем идти на то, чтобы наносить друг другу вред своими действиями, в остальном мы - свободны в своих выборах и решениях - даже в том, чтобы не следовать за друг за другом (главное - не против друг друга). Третьи же понимают под верностью следующее: думай как хочешь, говори что хочешь, но ты на деле обязан поддержать меня в любой ситуации (эдакий вариант феодальных отношений). Кто-то верность и доверие строит по принципу взаимности в отношениях, на эмоциональных основаниях - я "за" тебя потому, что уважаю и люблю тебя. Кто-то опирается на иерархический принцип: ты должен быть"за" меня потому, что я родитель, муж/жена, начальник, "твоя страна" или учитель, а как я веду себя по отношению к тебе - дело вторичное. Здесь есть интересный момент: даже в феодальной структуре обязательство верности распространяется в обе стороны иерархии. Господин должен чтить договоренности и заступаться за "своего" барона/рыцаря/крестьянина, а не только наоборот. А вот в семейных системах это правило вовсе не очевидно - нередко "старшие" ничем себя не ограничивают в отношении к младшим, полагая, что само по себе генетическое родство и должно определять верность (это часто работает и относительно этнического происхождения), а не качество отношений. Если отношения или общество в целом простроено на иерархических принципах или на идее единства, то человек обречен на предательство - как минимум самого себя ("я выбираю наносить себе вред, но ради кого-то другого, кто выше или значимее меня"). И рано или поздно придется совершать предательство, например, родителей, если они понимают верность как безоговорочное согласие с их планами на нашу жизнь, а основанием для этого согласия видят только тот факт, что это родительские планы. Если же отношения строятся все же на принципе эмоциональной взаимности и бережности друг к другу, то "предательств" меньше, но дилемма "я или они" до конца не исчезнет никогда, там, где возникают серьезные разногласия в выборе жизненного пути. И иногда именно то, что другие будут воспринимать как "предательство" (на основании идеи, что любая независимость члена группы - ущерб группе) - это шаг к становлению автономной личности. Так что, когда речь заходит о "предательстве", важно понять, о чем речь идет: просто об инаковости; о том, что человек изменил свою точку зрения - например, считает благом для нашей группы то, что не считаем таковым мы; что он не поддержал нас в каких-то значимых для нас вопросах; что он поддержал тех, кто действует против нас; что он действует против нас (то же верно, если "предатели" - мы). Пока не определимся с основаниями для "преданности" - не будет ясно, что за "предательство".

Теги других блогов: отношения доверие предательство