Говорили вчера с коллегой о том, что меняется в гештальт-терапевте с опытом работы (на основании своих наблюдений за собой же).
У меня интересная геометрическая метафора появилась. Меняется угол зрения. Точнее - ширина этого угла.
Если представить существующую и наблюдаемую здесь и сейчас реальность в момент работы с клиентом в виде окружности в 360 градусов, то от опыта терапевта точно зависит, насколько широкий сектор реальности (что с клиентом, что с ним самим и что между ними) терапевт способен видеть, воспринимать - и соответственно, учитывать.
Опыт включает в себя не только опыт обучения, работы и супервизии, но и личной терапии, естественно.
Потому что чтобы что-то воспринять в опыте клиента, нужно быть с этим знакомым и в себе. (Не иметь похожий опыт, а быть знакомым с тем, "а как это у меня" и быть открытым, любопытным и сопереживающим к альтернативным конфигурациям у других людей).
И личные слепые пятна (когда ты сам себе не знаком) делают терапевта нечувствительным к каким-то секторам опыта других людей. Или наоборот специфически чувствительным и неуместно активным.
Поэтому в обучении гештальт-терапии, как и других подходов в терапии, 50% (если не больше) занимает работа с собой. Расширение осознавания себя.
А если ещё представить, что это не окружность, а сфера, имеющая также и объем, то картинка становятся ещё интереснее и сложнее. Как и вызовы этой работы.
И ещё одна сопутствующая мысль. Банальная, но ее, мне кажется, полезно повторять 🙂
Если кто-то чего-то не видит в данный момент - это не значит, что этого феномена не существует.
И тут важна открытость и готовность к диалогу. Как я встречаю то, когда мне клиент сообщает о таком секторе реальности, который именно сейчас (или вообще никогда в жизни) не был в зоне моего внимания?
Будет ли это любопытство и готовность исследовать это неизвестное или отрицание его "существования" и сопротивление своему контакту с ним? И даже больше - услышу ли я в принципе это сообщение?
(Сопротивление, скорее всего, будет создаваться таким личным опытом терапевта, который до сих пор живёт в психике в виде интенсивных и болезненных эмоций. Потому что личной терапии на эту тему ещё не было).
Наверное, с опытом работы у терапевта появляется ещё и подвижность этой точки внимания. Способность не фиксировать ее жёстко на каком-то секторе этой воображаемой окружности или сферы.
И вообще. В недостижимом идеале - буддистская непривязанность к формам и отсутствие личных предпочтений, которые влияли бы на выбор интервенций. Вероятно.😄
----------
Приглашаю клиентов в индивидуальную терапию и супервизантов в индивидуальную супервизию.